Железная дорога Китай – Кыргызстан - Узбекистан: а будет ли польза?На днях в Кыргызстане президентом Алмазбеком Атамбаевым была проведена итоговая ежегодная пресс-конференция, на которой он сказал совершенно противоположное тому, что говорил в прошлом году, а именно, что в проекте строительства железной дороги из Китая через Кыргызстан в Узбекистан он перестал видеть какую-то пользу для своей страны.

Напомним, что обсуждение строительства этой дороги началось еще в 1995 году, тогда же было предложено два проекта: Кашгара — Иркештама — Оша – Андижана и Кашгар — Торугарт — Балыкчы — Кара-Кече — Джалал-Абад — Андижан. Предполагалось, что общая будущая железная дорога протянется на 268 км.

Так вот над реализацией второго варианта кыргызская сторона хлопотала в течение вот уже 10 лет (это, впрочем, неудивительно, ведь большая ее часть должна пройти по территории Кыргызстана, причем в местах с крупными месторождениями угля и железной руды). Кроме этого, власти Кыргызской Республики планировали сделать эту дорогу основой железнодорожной артерии, связывающей северную и южную части страны.

В прошлом году Атамбаев уверял, что дорога станет локомотивом для страны в ее выходе из тупика, объединит государство и даст импульс росту, тем более, что перед китайскими партнерами поставлены условия использования уже имеющихся в стране железнодорожных путей.

И вот на ежегодной итоговой конференции, состоявшейся 16 декабря, мнение главы государства резко изменилось, он сообщил, что Китай-Кыргызстан-Узбекистан не решит ни единой проблемы государства и дорога необходима только Китаю и Узбекистану.

Странное сообщение на фоне того, что китайцы готовы были взять на себя полное финансирование проекта, уже выделили средства на подготовку техническо-экономического обоснования и планировали представить его в 2014 году. По их оценкам проект тянет на $2-4 млрд. долларов.

По некоторым данным резкая смена настроения президента связана с тем, что Пекин в обмен на строительство железной дороги попросил у Кыргызстана некоторые месторождения, однако в правительстве эта информация категорически отвергается.

Стоит отметить, что китайцы стоят более узкие дороги, нежели страны СНГ, кроме того, в случае реализации данного проекта возникнет конкуренция с Транссибирской магистралью России и железной дорогой Китай – Казахстан, но с другой стороны он может создать идеальные условия Китаю в Центральной Азии, усилив его позиции. Поэтому российскими экспертами в этом вопросе для Китая подчеркивается приоритет геополитических аспектов перед экономической составляющей.
На днях в Кыргызстане президентом Алмазбеком Атамбаевым была проведена итоговая ежегодная пресс-конференция, на которой он сказал совершенно противоположное тому, что говорил в прошлом году, а именно, что в проекте строительства железной дороги из Китая через Кыргызстан в Узбекистан он перестал видеть какую-то пользу для своей страны.

Напомним, что обсуждение строительства этой дороги началось еще в 1995 году, тогда же было предложено два проекта: Кашгара — Иркештама — Оша – Андижана и Кашгар — Торугарт — Балыкчы — Кара-Кече — Джалал-Абад — Андижан. Предполагалось, что общая будущая железная дорога протянется на 268 км.

Так вот над реализацией второго варианта кыргызская сторона хлопотала в течение вот уже 10 лет (это, впрочем, неудивительно, ведь большая ее часть должна пройти по территории Кыргызстана, причем в местах с крупными месторождениями угля и железной руды). Кроме этого, власти Кыргызской Республики планировали сделать эту дорогу основой железнодорожной артерии, связывающей северную и южную части страны.

В прошлом году Атамбаев уверял, что дорога станет локомотивом для страны в ее выходе из тупика, объединит государство и даст импульс росту, тем более, что перед китайскими партнерами поставлены условия использования уже имеющихся в стране железнодорожных путей.

И вот на ежегодной итоговой конференции, состоявшейся 16 декабря, мнение главы государства резко изменилось, он сообщил, что Китай-Кыргызстан-Узбекистан не решит ни единой проблемы государства и дорога необходима только Китаю и Узбекистану.

Странное сообщение на фоне того, что китайцы готовы были взять на себя полное финансирование проекта, уже выделили средства на подготовку техническо-экономического обоснования и планировали представить его в 2014 году. По их оценкам проект тянет на $2-4 млрд. долларов.

По некоторым данным резкая смена настроения президента связана с тем, что Пекин в обмен на строительство железной дороги попросил у Кыргызстана некоторые месторождения, однако в правительстве эта информация категорически отвергается.

Стоит отметить, что китайцы стоят более узкие дороги, нежели страны СНГ, кроме того, в случае реализации данного проекта возникнет конкуренция с Транссибирской магистралью России и железной дорогой Китай – Казахстан, но с другой стороны он может создать идеальные условия Китаю в Центральной Азии, усилив его позиции. Поэтому российскими экспертами в этом вопросе для Китая подчеркивается приоритет геополитических аспектов перед экономической составляющей.